Лаврентьевская летопись о завоевании Волжской Булгарии монголами

В лето 6746 (1236)... Toe же осени. Придоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии татари и взяша славный Великыи город Болгарьс-кыи и избиша оружьем от старца и до уного [юного] и до сущаго младенца и взяша товара множьство, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша.

Н.М. Карамзин о нашествии Батыя на Волжскую Булгарию

. Уже в 1229 году какие-то саксины, вероятно, единоплемен­ные с киргизами, половцы и стража болгарская, от берегов Яика гонимые татарами или моголами, при­бежали в Болгарию с известием о нашествии сих «грозных завоевателей. Еще Батый медлил; наконец, '«рез три года, пришел зимовать в окрестностях Вол-гиу недалеко от Великого города; в 1237 г., осенью, тратил в пепел сию болгарскую столицу, и велел ^умертвить жителей.

Тема: «Улус Джучи (Золотая Орда). Булгарские земли в золотордынский период»

Плано Карпини о ставке Бату

Ехали же мы [к хану Бату] через всю страну кбманов [половцев или кыпчаков], представляющую Собой сплошную равнину и имеющую четыре боль­шие реки: первую - Днепр, ...вторую - Дон, у кото-1£Ьй кочует некий князь по имени Картан, жена-'тЬгй на сестре Бату; третью — Волгу, эта река очень Йелика, у нее переходит с места на место Бату, чет­вёртая называется Яик, у нее переходят с места на место два тысячника, один с одной стороны реки, Другой с другой стороны. Все они зимою спускают­ся к морю [Каспийскому], а летом по берегу этих самых рек поднимаются на горы...

Когда же мы стали добираться до Вату, то нас с удобством поместили в пределах земли команов на [некотором] расстоянии от его ставок. Когда же нас должны были отвести к его двору, то нам было ска­зано, что мы должны пройти между двух огней, чего нам не хотелось делать в силу некоторых соображе­ний. Но нам сказали: «Идите спокойно, так как мы заставляем вас пройти между двух огней не по ка­кой другой причине, а только ради того, чтобы, если вы умышляете какое-нибудь зло против нашего гос­подина или если случайно приносите яд, огонь унес все зло». Мы ответили им: «Мы пройдем ради того, чтобы не подать на этот счет повода к подозрению».

А этот Бату живет с полным великолепием, имея привратников и всех чиновников, как и император их. Он также сидит на более возвышенном месте, как на троне, с одною из своих жен; другие же, как братья и сыновья, так и иные младшие, сидят ниже посредине на скамейке, прочие же люди сзади их на земле, при­чем мужчины сидят направо, женщины налево. Шат­ры у него большие и очень красивые, из льняной тка­ни, раньше принадлежали они королю Венгерскому. Никакой посторонний человек не смеет подойти к его палатке, кроме его семейства, иначе как по при­глашению, как бы он ни был велик и могуществен... Мы же, высказав свое дело, сели слева, так именно поступают все послы при езде туда; а при возвраще­нии от императора нас всегда сажали справа. На сре­дине, вблизи входа в ставку, ставят стол, на котором ставится питье в золотых и серебряных сосудах, и ни Бату, ни один татарский князь не пьют никогда, если перед ними не поют или не играют на гитаре. И когда он едет, то над головой его несут всегда щит от солнца или шатерчик на копье, и так поступают все более важные князья татар и даже жены их. Вышеупомя­нутый Бату очень милостив к своим людям, а все же внушает им сильный страх; в бою он весьма жесток;



очень проницателен и даже весьма хитер на войне, °1с°как сражался уже долгое время. Т путешествия в восточные страны Плана Карпини и Путеш ^ рубрука __ Алматы, 1993. С.

2. Фламандский путешественник Вильгельм я© Рубрук ° монголах Золотой Орды

Рубрук Вильгельм де — фламандский путе­шественник, монах. В начале 50-х гг. XIII в. путе­шествовал по Крыму, Причерноморью, Поволжью и Монголии, побывал в ставке Батыя, Каракоруме _ столице Монгольской империи. В 1254 г. от­правился в обратный путь. Свои впечатления из­ложил в труде «Путешествие в восточные страны» (1255).

... Итак, выехав из Солдайи1, на третий день мы нашли татар. Когда я вступил в их среду, мне совершенно представилось, будто я попал в какой-то другой мир...

Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи [Китая] и других восточных стран, а также из Пер­сии и других южных стран им доставляют шелко­вые и золотые материи, а также ткани из хлопча­той бумаги, в которые они одеваются летом. Из Рус-сии, из Мокселя [мордвы-мокши], из великой Бул-Мфии... и из многих других стран с северной сторо­ны, которые им повинуются, им привозят дорогие fcexa разного рода, которых я никогда не видал в наших странах и в которые они одеваются зимою... Татары отличаются от турок [тюркских народов] именно тем, что турки завязывают свои рубашки с

Солдайя — итальянское название города Судака, главного порта в Крыму в середине XIII в. В XII-XIII вв. 3Десь находились кипчаки, в 1223 г. Судак был взят Монголами и позднее неодократно подвергался разорению левой стороны, а татары всегда с правой. Кроме того, они носят украшение на голове, именуемое бокка...



Эта река [Этиль] превосходит своею величиною все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу и впадает в некое озеро [Каспийское море]... Итак мы нашли Сартака1 близ Эти л ии, в трех днях пути от нее; двор его показался нам очень большим...

Итак, в том месте, где мы остановились на бере­гу Этилии, есть новый поселок [Укек?], который татары устроили вперемежку из русских и сарраци-нов2, перевозящих послов, как направляющихся ко двору Вату, так и возвращающихся оттуда, потому что Вату находится на другом берегу в восточном направлении, и он не проходит через это место... Итак, мы спустились на корабле от этого поселка до двора Вату, и от этого места до городов Великой Булгарии к северу считается пять дней пути. И я удивляюсь, какой дьявол занес сюда закон Магоме­та... А эти булгары — самые злейшие саррацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-ни­будь другой. Итак, когда я увидел двор Вату, я оробел, потому что собственно дома его казались как бы ка­ким-то большим городом... На следующий день нас отвели ко двору, и Вату приказал раскинуть большую палатку, так как дом его не мог вместить столько мужчин и столько женщин, сколько их собралось. Наш проводник внушил нам, чтобы мы ничего не го­ворили, пока не прикажет Вату, а тогда говорили бы кратко... Затем, когда настала тишина, я сказал: «Я прибыл к вашему сыну [Сартаку], так как мы слы-

Сартак — сын Бату и внук Чингизхана, наследовал власть в Золотой Орде после смерти отца. Получил утверждение на владение Золотой Ордой от великого хана Мункэ, в ставке которого находился в момент смерти Бату. Умер в 1256 г. по дороге из Монголии в Золотую Орду.

и что он — христианин, и я привез ему грамоту

господина короля франков1. Он сам послал меня

сюда к вам. Вы должны знать, по какой причине»...

Путешествие в восточные страны Плано Карпини и

арабский йисатель, энциклопедист.

Жил в Дамаске и Каи­ре. Будучи секретарем египетского султана, собрал свои сведения о кипчаках, татарах и других наро­дах путем личных расспросов тюрков-мамлюков, - дипломатов и торговцев. Основными сочинениями аль-Омари являются «Пути взоров по крупным центрам государств», «Ознакомление с приняти­ем высокого стиля.

Это государство [Золотая Орда] простирается ^леко в длину и ширину, обильно степями и бедно Городами. Народу в нем беспредельное множество... ^Трлица тамошнего царя — Сарай. Это небольшой foppj*2 между песками и рекою. Пребывающий там |?*$РвРЬ султан его, Узбек-хан, построил в нем медре-Щ:-,,Для науки, потому что он очень предан науке и Речь идет о французском короле Людовике IX, по .«_-- —'нию которого де Рубрук совершил путешествие в Монголию в целях изучения возможности проповедывать ЧИКстианство среди монголов.Данное сообщение другими источниками не подтверж­дается. Сарай-ал-Махруса (Сарай Бату), археологические атки^которого (Селитренное городище) расположены на Ас Волге на территории Харабалинского района

траханской области, занимал огромную площадь — более *и кв. кв.

людям ее... Большая часть его подданных — обита­тели шатров, живущие в степях. Питание их состав­ляют животные их: лошади, коровы и овцы. Посе­вов у них мало, и меньше всего пшеницы и ячменя, бобов же почти нельзя отыскать. Чаще всего встре­чаются у них посевы проса; им они питаются и по части произведений земли в нем заключается глав­ная еда их... Черкесы, русские и ясы не в силах со­противляться султану и потому обходятся с ним как подданные его, хотя у них есть и свои цари. Если они обращались к нему с повиновением, то он остав­лял их в покое, в противном же случае делал на них грабительские набеги и стеснял их осадами... В чис­ле тех, которые пришли под защиту этого султана, находится и тюркский народ, на крайнем севере [булгары?], у пределов его...

Первый из царей их, принявший мусульман­скую веру, был Берке, сын Джучи, сына Чингисха­на, и от него заблистали первые лучи в их краях...

В древности это государство [Золотая Орда] было страною кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом тата­ры смешались и породнились с кыпчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми каче­ствами татар, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы и татары поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и оставались жить в земле кыпчаков...

Один из известнейших городов Кыпчака — Бул­гар...

Спросил я шейха нашего, чудо своего века, Шем-седдина Элисфагани о Чингисханидах. Сказал он мне: «Чингисхан произвел четырех сыновей, а имен­но: Джучи, Джагадая, Тулия и Угедая. Джучи был убит при жизни отца. Это был его старший и са­мый почтенный сын, оставивший несколько сыно­вей; по словам Ибн Хакима, это были Бату, Орда, Берке, Бувул и Джимтай. Шейх наш Шемсед динговорит: известны более других сыновья Джучи: Бату и Берке. Когда умер отец их, которому Чин-гяехан назначил в удел Дешт-Кыпчак1 и то, что к нему принадлежит, присоединив к тому Арран, Теб-оиз, Хамадан и Мерагу — престол свой Чингисхан вручил младшему сыну своему Угедаю, царство Щавераннахрское назначил другому сыну своему Джагадаю, а Тулия не поставил на над чем — тогда Предай стал самодержцем [великим кааном] на престоле отца своего, Чингисхана, а Бату — в Дешт-Кьшчаке и принадлежащих к нему землях». Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. Извлечения из сочинений ;:. арабских. — СПб., 1884. — С. 236.


8258671507047498.html
8258759774257528.html
    PR.RU™