Средства художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства)

Средства художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства)

􀀁Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средстваречевой выразительности многообразны.

Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении)изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной,публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи.

Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а

читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

Словарь-минимум

Лексические средства выразительности

СИНÓНИМЫ(от греч. synōnymos - одноименный) - слова, тождественные или очень близкие по значению, но не являющиеся однокоренными, например: враг,неприятель, противник. С. помогают наиболее точно выразить мысль, позволяют детализировать описание явлений или предметов. Важнейшая стилистическая функция С. - функция замещения, когда необходимо избежать повтора слов. Ряд С.,расположенных так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создает градацию

(см.): «Спешил, летел, дрожал...» (А.С. Грибоедов). С. используются в художественном тексте (наряду с антонимами (см.), омонимами (см.) и паронимами (см.)) как средство художественной выразительности, например:

Я говорю с подругой юных дней;

В твоих чертах ищу черты другие;

В устах живых уста давно немые,

В глазахогонь угаснувших очей.

АНТОНИМЫ(от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по

значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить

явления: «белей лишь блеск, чернее тень»; «они сошлись: волна и камень / / стихи и проза,

лед и пламень...». А. могут присутствовать в названиях: «Война и мир» Л.Н. Толстого,

«Отцы и дети» И.С. Тургенева. А. используются в художественном тексте (наряду с

синонимами (см.), омонимами (см.) и паронимами (см.)) как лексическое средство

художественной выразительности, например:

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.

А.С. Пушкин

ОМОНИМЫ(от греч. homos - одинаковый и onyma - имя) - слова,

совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению: брак

(супружество) - брак (некачественная продукция). Кроме собственно О. различают

омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному) и омографы

(слова, которые совпадают только на письме). О. используются в художественном



тексте (наряду с синонимами (см.), антонимами (см.) и паронимами (см.)) как

лексическое средство художественной выразительности или языковой игры:

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос...

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

В.Я. Брюсов

...врага уничтожают,

когда он не сдается- а когда

сдается, то его уничтожают

тем более: кому такой он сдался!

В. Строчков («Больная Р.», 1990)

ОККАЗИОНАЛИЗМЫ(от лат. occasionalis - случайный) –

разновидность неологизмов (см.): индивидуально-авторские слова, созданные

поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем

моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте

как лексическое средство художественной выразительности («…молоткастый,

серпастыйсоветский паспорт», «Мне наплевать на бронзы многопудье…» В.

Маяковский) или языковой игры:

Умненькая учица,

над столом склоненная,

щурится, очкарица,

Вредница-ехидница.

А. Левин («Серенькая учица», 1983-95)

ПАРОНИМЫ(от греч. para - возле и onyma - имя) - однокоренные слова,

сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но различающиеся отдельными

морфемами (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях: одеть -

надеть, подпись - роспись, эффектный - эффективный. П. используются в

художественном тексте (наряду с синонимами (см.), омонимами (см.) и антонимами

(см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например:

Темной славы головня,

не пустой и не постылый,

но усталый и остылый,

я сижу. Согрей меня

В. Хлебников

Фразеологическая стилистика

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ(от греч. phrasis - выражение и logos - слово) -

устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально

невыводим из значений составляющих их слов, например: набрать в рот воды -

молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все

усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др. Для Ф.

характерны: постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать собака

наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов (нельзя сказать

вместо семь пятниц на неделе - семь пятниц на этой неделе), устойчивость

грамматического строения (нельзя вместо шито белыми нитками сказать шито белой

ниткой), в большинстве случаев строго закрепленный порядок слов (нельзя вместо

битый небитого везет - небитого битый везет). По происхождению различают Ф.,

заимствованные из старославянского языка и, как правило, восходящие к Библии

(глас вопиющего в пустыне, вавилонское столпотворение и др.), пришедшие из

античной мифологии (ахиллесова пята, гордиев узел и др.), исконно русские (во всю

ивановскую, тянуть канитель и др.), кальки, то есть выражения, буквально

переведенные с языка-источника (время - деньги - англ. time is money; приветствие

добрый день - франц. Bon jour! и нем. Guten Tag! и др.). В художественной речи Ф.

используются в качестве одного из изобразительных средств (см.), например: «Тут

не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал. Выбираю пана, хотя он и

явный поляк» (И. Ильф и Е. Петров).

Фонетические средства выразительности

АЛЛИТЕРАЦИЯ(от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - один из видов

звукописи (см): повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых

согласных звуков с целью усиления ее выразительности.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

А. С. Пушкин

АССОНАНС(от франц. assonance - созвучие) - 1. Один из видов звукописи (см.):

многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков,

усиливающее выразительность художественной речи.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ- один из видов звукописи (см.): использование

фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений («эха

хохотанье», «топот копыт»).

Тысячи тонн

словесной руды.

В. Маяковский

ЛИТОТА(от греч. litotes - простота, малость, умеренность) - вид тропа,

противоположный гиперболе (см.): художественное преуменьшение величины, силы,

значения явления или предмета («мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок»). Например:

Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

Единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

В. Маяковский

ИРОНИЯ(от греч. eirōneia - притворство, насмешка) - 1. Вид комического:

осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется;

тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что

говорится прямо противоположное подразумеваемому:

Уселся он [Онегин] с похвальнойцелью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку...

А.С. Пушкин

Средства художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства)

􀀁Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средстваречевой выразительности многообразны.

Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении)изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной,публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи.

Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а

читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

Словарь-минимум




8260799488735056.html
8260891829438110.html
    PR.RU™